Разработка урока по физике для средней общеобразовательной школы
ТЕМА: ВОЗНИКНОВЕНИЕ КВАНТОВОЙ ФИЗИКИ. ФОТОЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ И ЕГО ЗАКОНЫ.
Задачи урока: сформировать у учащихся представления о фотоэффекте и изучить его законы; ознакомить с научной деятельностью А. Г. Столетова; развивать познавательную активность школьников с помощью проблемных вопросов, исторического материала.
Структура урока
Этапы:
I. Введение
II. Изучение нового материала: явление фотоэффекта, законы фотоэффекта, опыты А. Г. Столетова
III. Решение задач
IV. Краткое обобщение. Домашнее задание
Время, мин:
I. 5
II. 20-25
III. 10 2-3
Методы и приемы:
I. Рассказ учителя.
II. Демонстрация опыта. Беседа с учащимися. Работа с учебником. Рассказ учителя.
III. Записи в тетрадях, беседа.
IV. Подведение итогов урока учителем, пояснение домашнего задания.
I. Во второй половине XIX—начале XX в. учеными были открыты атомы, ядра атомов, электроны и некоторые другие микрочастицы. Эти физические объекты имеют размеры 10~10—10~15 м и меньше. Мир малых частиц называют микромиром. Проникнув в микромир, люди узнали много нового. Известные тогда законы механики и электродинамики не объясняли некоторые открытые явления микромира. Так, опираясь на эти законы, нельзя объяснить, почему атом, состоящий из ядра и электронов, устойчив, почему атомы излучают свет определенных частот. Накопился ряд опытных фактов, которые не смогла объяснить физическая теория того времени.
II.
Как объяснить новые
экспериментальные факты? Каким новым законам подчинено движение микрочастицы?
В спорах ученых и борьбе научных мнений
возникли и получили развитие новые физические идеи: о дискретных уровнях
энергии атомов, о волновом характере движения микрочастиц, о квантовой природе
света. Они легли в основу новой области физики — квантовой. Квантовая физика — это раздел современной физики, в котором изучаются свойства, строение атомов и молекул, движение и взаимодействие
микрочастиц.
В возникновении квантовой физики важнейшую роль сыграло изучение взаимодействия электромагнитных волн с веществом. В 1886 г. немецкий физик Г.Герц открыл явление электризации металлических поверхностей при их освещении. Позднее ученые выяснили, что под действием света часть электронов, входящих в состав тела, покидает его. Явление выхода (вырывания) электронов из вещества под действием света получило название фотоэлектрического эффекта (или просто фотоэффекта).
Далее учитель переходит к демонстрации опыта. Демонстрация (внешнего) фотоэффекта происходит с использованием виртуальной модели «ФОТОЭФФЕКТ».
Главная задача опыта — выделить и изучить явление фотоэффекта. С учащимися ведется беседа по вопросам, с помощью которых выясняется физическая сущность — микро-механизм — нового явления.
Вопросы для обсуждения: когда начинает разряжаться электрометр? Что является причиной разрядки электрометра? Почему можно сделать вывод о вылете электронов с цинковой пластинки? Будет ли наблюдаться разрядка электрометра (явление фотоэффекта), если электрометр зарядить положительно? Изменится ли время разрядки электрометра, если пластинку расположить под углом к потоку света? Если увеличить расстояние между электрометром и источником света? (Последний вопрос подводит учащихся к первому закону фотоэффекта.)
Школьники узнают, что фотоэффект наблюдается лишь при облучении пластинки световыми волнами определенной длины. Для этого учитель или ученик проводит на той же установке второй опыт, используя другой источник света — мощную электрическую лампу накаливания.
Вопросы для организации беседы по опыту:
—
Будет ли энергия, сообщаемая светом электронам в пластинке, зависеть от
освещенности с точки зрения волновой теории? ( Будет, так как, чем больше
освещенность, тем большая энергия передается пластинке светом, а значит, и
большая энергия должна приходиться на отдельный электрон. По волновой теории
поток энергии непрерывен.) Проводится опыт с лампой накаливания: фотоэффект не
наблюдается.
— Проверим, может быть, в опыте со специальным источником освещенность была больше, а в опыте с, лампой накаливания она недостаточна? (При повторении демонстрации приближаем лампу вплотную к пластинке — фотоэффекта нет.)
— Почему же в этом случае фотоэффекта нет? Проводится опыт: на пути потока света от специального источника ставится стекло. Разрядка электрометра прекращается. В беседе выясняется, что стекло поглощает световые волны больших частот. Школьники подводятся к выводу о зависимости явления фотоэффекта от частоты электромагнитных волн. (В данном случае фотоэффект вызван ультра-фиолетовым излучением, с которым учащиеся знакомы.) Общий вывод состоит в том, что волновая теория света неспособна объяснить, почему фотоэффект в данном случае вызывается одними и не вызывается другими световыми волнами.
После такого заключения переходим к более подробному изучению законов фотоэффекта. Для этого можно организовать
работу с учебником, сообщить план изучения текста, сделать записи в тетрадях,
в беседе обсудить работу установки, описанной в учебнике (рис. 2), и объяснить
приведенные там графики.
План работы на этой части урока таков:
1) Сообщение об А.Г.Столетове.
2) Изучение устройства и работы установки Столетова (C использованием виртуальной модели).
3) Формулировка первого закона фотоэффекта.
4) Анализ графиков, приведенных на рисунках 3 и 4, и формулировка второго закона фотоэффекта.
5) Анализ графика (рис. 5), понятие о красной границе фотоэффекта. Анализ графика (рис. 6) и вывод о невозможности объяснения второго закона фотоэффекта с точки зрения волновой теории.
С точки зрения волновых представлений о свете второй закон Столетова необъясним: непонятно, почему значение освещенности не влияет на скорость вылетающих электронов. Возникло затруднение: с одной стороны, второй закон фотоэффекта получен на опыте, с другой стороны, волновая теория света, применимая к множеству явлений, не может объяснить этот закон. Разрешение противоречия между теорией и опытом привело к углублению взглядов на природу света и развитию физического знания.
III. Закрепление и углубление изученного на уроке материала осуществляется как в процессе беседы с учащимися, так и при выполнении заданий после работы с учебником. Можно предложить задания по графикам, повторить ключевые понятия урока:
1. Для одного вещества или разных веществ приведены графики (см. рис. 4)?
2. Дополните график (см. рис. 4) для случаев: а) свет большей частоты, но освещенность та же; б) свет большей частоты и освещенность больше.
3. Чем больше освещенность, тем большая энергия передается электронам вещества. Чем больше энергии передается электронам, тем больше должна быть их кинетическая энергия. Какое из этих утверждений противоречит законам фотоэффекта?
4. На рисунке даны графики зависимости энергии вышедших электронов от частоты падающего света. Какой из графиrв соответствует опыту с разными освещенyостями пластинки?
5. Какой из световых потоков обладает большей частотой (рис. 8)?
IV. Домашнее задание. На дом, кроме соответствующих параграфов учебника, полезно дать задание по хрестоматии (с. 167—170). А также задачу: Р. № 1101.
Литература:
1) Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика: Учебник для 11 класса средней школы. – М.: Просвещение, 1995.
2) Рымкевич А.П. Сборник задач по физике для 9 – 11 классов средней школы. – М.: Просвещение, 1996.
3) Хрестоматия по физике: Учебное пособие для учащихся 8 – 10 классов средней школы / Под ред. Б.И. Спасского. – М.: Просвещение, 1987.